Итоги социально-экономического развития Республики Беларусь за первое полугодие 2011 года и задачи по выполнению заданий 2011 года рассмотрены 2 августа на заседании Совета Министров Республики Беларусь.
Открывая заседание, Премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович подчеркнул, что в первом полугодии нынешнего года в Беларуси обеспечены высокие темпы роста экономики. Стабильно работали промышленность, строительная отрасль, сельское хозяйство. Введены в эксплуатацию важные объекты. Созданы тысячи новых и, как правило, эффективных рабочих мест.
По словам Премьер-министра, очень важно то, что улучшились качественные показатели: рентабельность продаж, производительность труда, доля инновационной продукции, энергоэффективность. Впервые за многие годы рост экспорта товаров превысил рост импорта. "Как результат в мае-июне нынешнего года поступление валюты в страну над выплатами превышало $400 млн. в месяц", - констатировал Михаил Мясникович. Стабильно развивалась социальная сфера.
Достижение таких результатов стало возможным благодаря усилиям Президента, членов правительства, руководителей и специалистов предприятий и организаций, сказал Михаил Мясникович. "Однако пока нам не удалось решить многие задачи, - констатировал он. - Не все хозяйствующие субъекты и их руководители работают инициативно, ответственно, не везде высока эффективность производства". "Именно об этих проблемах конкретно и объективно должна идти речь на заседании Правительства", - подчеркнул Премьер-министр.
По совам Михаила Мясниковича, сложности функционирования народного хозяйства в первом полугодии неоспоримо свидетельствуют, что излишнее увлечение экстенсивными факторами роста создает серьезные проблемы. "Те руководители министерств и предприятий, которые, как и в предыдущие годы, делают ставку на расширение внутреннего спроса, эмиссионные кредиты и бюджетные ссуды, льготы и государственный протекционизм, глубоко и опасно ошибаются, - заявил руководитель Правительства. - Этих условий больше не будет. Слишком болезненная плата за их чрезмерное использование". Премьер-министр напомнил, что Правительству и Нацбанку пришлось принимать непопулярные меры, чтобы ликвидировать огромный валютный разрыв платежного баланса, повысить ценовую конкурентоспособность всех субъектов хозяйствования как на внешнем, так и на внутреннем рынках.
Михаил Мясникович обратил особое внимание на то, что выгоды от снижения обменного курса национальной валюты носят временный характер и быстро проходят. Министры, руководители предприятий и специалисты должны понимать, что столь выгодные как сегодня условия экспорта будут не всегда, поэтому инертность некоторых управленцев в правительстве и регионах в решении вопросов реструктуризации, привлечения прямых иностранных инвестиций, инновационного развития и роста ресурсоэффективности просто недопустима. "2011 год – это момент истины для каждого руководителя", - подчеркнул Премьер-министр.
По словам руководителя Правительства, "определяющими в балансировке и развитии экономики являются экспорт, сальдо внешней торговли и прямые иностранные инвестиции". Между тем, отметил Михаил Мясникович, именно по этим параметрам есть серьезные недоработки и невыполнение задач, поставленных Главой государства перед Правительством.
Премьер-министр подчеркнул, что продвигать продукцию на экспорт - это важно, но еще важнее вовремя получить валютную выручку за реализацию продукции. "Резервы снижения внешней дебиторской задолженности имеются: хотя за полугодие она снизилась на $380 млн., однако это всего лишь 10% ее текущей величины, - констатировал Михаил Мясникович. - В сокращении дебиторской задолженности имеем огромный резерв поступления валюты. Надо просто вернуть валютную выручку в страну".
По мнению руководителя Правительства, показатель внешней дебиторской задолженности надо считать одним из основных при аттестации руководящих кадров всех уровней управления. Например, Гомельский облисполком допустил рост просроченной дебиторской задолженности в четыре раза. Это худший показатель по стране. Если бы этими вопросами в регионе занимались, результат был бы иной, уверен Михаил Мясникович. "От общих фраз и рассуждений к реальной работе пора переходить и Катериничу. Как видите на слайде, результаты Минпрома худшие", - сказал Премьер-министр, обращаясь к руководителю Минпрома. Михаил Мясникович потребовал от Министра дать исчерпывающие объяснения по этому вопросу.
Премьер-министр подчеркнул, что для сбалансированного развития экономики мало выйти на равновесный курс. Нужно научиться жить и работать всем в качественно новых условиях, без расчета на государство как кредитора последней инстанции. По словам Михаила Мясниковича, усилия тех, кто обращается за поддержкой к государству, понятны: и средства получить проще, и надежда на списание долгов присутствует. Так, в первом полугодии нынешнего года каждый третий заемщик не вернул бюджету то, что брал в долг. Просроченная задолженность по этой статье возросла на 17%. Наибольший прирост пришелся на Минпром, льняную отрасль, Барановичское ПХБО концерна "Беллегпром".
В связи с этим Премьер-министр еще раз напомнил о требовании Президента: взял деньги - верни в срок. "Другого не дано, - подчеркнул руководитель Правительства. - Иначе как смотреть в глаза тем двум третям заемщиков, которые напрягаются и в срок выполняют свои обязательства?".
"Полагаю, будет правильным, если сегодняшним решением мы поручим Министру финансов Харковцу и Министру по налогам и сборам Полуяну принять самые жесткие меры по взысканию задолженности в бюджет", - отметил Михаил Мясникович.
Премьер-министр также отметил, что департамент по санации и банкротству Минэкономики отмечает очень неприятные факты. "Вдумайтесь, из 769 предприятий, неплатежеспособность которых приобретает устойчивый характер, только к 14 применяются меры кардинального финансового оздоровления. Вот ваша работа, уважаемые господа", - заявил Михаил Мясникович, обращаясь к министрам и губернаторам.
Премьер-министр подчеркнул, что в первом полугодии нынешнего года Президентом и Правительством сделано очень много для развития малого и среднего бизнеса, сферы услуг. Однако прогноз по темпам роста экспорта услуг по итогам за январь-май обеспечивают далеко не все. Наибольшие отставания у Минстройархитектуры, Минтранса и Минска.
Очень медленно набирает динамику сфера транспорта и логистики. "Министр транспорта обязан устранить упущения прошлых лет", - сказал Михаил Мясникович. Это прежде всего касается логистических центров. По мнению Премьер-министра, пока в Беларуси эти объекты не соответствуют классическим логистическим центрам. "Настроили больших и дорогих складов, а нормативную базу, условия для работы не создали, - констатировал Михаил Мясникович. - Поручения Правительством даны, однако реализация идет медленно. Неудовлетворительно оценил работу с инвесторами в этой сфере Глава государства на совещании в Осиповичах".
Премьер-министр обратил внимание на то, что в январе-мае нынешнего года существенно ухудшилось сальдо в торговле роялти и лицензионными платежами. В то же время руководители ГКНТ и НАН Беларуси при защите программы инновационного развития заверяли в том, что такого не произойдет. "О каком инновационном развитии и конкурентоспособности можно говорить, если в каждом втором районе страны инновационная продукция в первом полугодии вообще не выпускалась и не отгружалась, а в Могилевской области - всего 4 из 17 районов знают, что это такое", - отметил руководитель Правительства. Михаил Мясникович потребовал ориентировать научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы на прикладные и эффективные проекты, а по итогам полугодия – провести ревизию тематики научных исследований и исключить бесперспективные работы, ускорить создание научно-практических центров, в том числе в фармации и оптоэлектроники.
Михаил Мясникович также обратил внимание, что при разработке прогноза на 2011 год был заложен двойной дефицит: бюджета и платежного баланса. Без инвестиций на чистой основе сбалансировать год невозможно, подчеркнул он. "Однако именно по этому показателю мы сегодня имеем самое большое отставание от прогноза, - констатировал Премьер-министр. - Несмотря на заверения министров и губернаторов, реального прогресса нет". Хуже всего дела с привлечением прямых иностранных инвестиций обстоят в Минэнерго, Минпроме, "Белгоспищепроме", "Беллесбумпроме". Из облисполкомов по этому показателю хуже всего сработала Витебская область.
Говоря об источниках финансирования, руководитель Правительства также обратил внимание на необходимость резкого сокращения эмиссионных кредитов. "Следует всем понять, что эмиссия - это фискальная политика монетарными средствами: растет инфляция, что фактически является налогом на всех обладателей рублевой массы", - отметил он. Поэтому лоббируя программы без реальных источников финансирования, инициаторы проекта должны понимать, что выступают за дополнительное налогообложение граждан.
"Вопрос еще и в том, как эффективно используются активы, за которые заплатила вся страна", - добавил Михаил Мясникович. В качестве примера он привел проекты по строительству молочно-товарных ферм. "Из 118 ферм, введенных преимущественно за счет эмиссионных кредитов в прошлые годы, больше половины имеют низкую эффективность - удой молока на корову в первом полугодии ниже среднего по стране", - констатировал руководитель Правительства. "В нынешнем году облисполкомы просят еще Br4 трлн. на молочную программу. А кто ответит за эффективность? - задал вопрос Премьер-министр.
Руководитель Правительства предложил в августе-сентябре текущего года провести внеочередные аттестации кадров министерств, концернов, облисполкомов, возможно, райисполкомов, предприятий и организаций, в сфере деятельности которых нет должной экономической эффективности инновационного развития. По словам Михаил Мясниковича, кого-то из них, может быть, придется сократить, перевести на другую работу. "Принцип поддержки успешных, а не отстающих, будет основным в работе Правительства", - подчеркнул Премьер-министр.
Отдельно Премьер-министр остановился на вопросах выполнения жилищной программы. "Строить будем, но строить экономно и эффективные проекты, - сказал он. - Считаю необходимым записать в наше решение заказчикам оперативно пересмотреть титульные списки строек 2011-2012 годов". По словам Михаила Мясниковича, материальные ресурсы должны быть сконцентрированы на объектах с высокой степенью готовности и экономической эффективностью. Другие объекты следует предложить в установленном порядке национальным и зарубежным инвесторам. Принципиально должна измениться система работы Госстройэкспертизы и Госстройнадзора в целях обеспечения снижения сметной стоимости и улучшения качества строительства.
Премьер-министр подчеркнул, что главная задача Правительства – бюджет. На сегодняшний день профинансированы все плановые назначения, устойчиво работают инфраструктурные и жизнеобеспечивающие отрасли. Решены все вопросы материально-технического обеспечения уборки урожая. "Главное теперь - собрать и сохранить этот урожай, - подчеркнул Михаил Мясникович. - Местным органам власти в тесном взаимодействии с учеными, профсоюзами необходимо направить все усилия на уборку урожая в сжатые сроки и без потерь. Это залог продовольственной безопасности страны и эффективности сельхозпроизводства".
Завершая выступление, Премьер-министр особо выделил главный приоритет в работе Правительства.
"Какие бы задачи мы с вами ни решали, прошу помнить, что главное - это человек, качество и уровень его жизни. В этом смысл нашей работы", - сказал Михаил Мясникович. В этой связи Премьер-министр подчеркнул, что "в 2011 году реальные доходы населения должны быть не ниже, чем в 2010 году".
Выступая на заседании Совета Министров, Заместитель Премьер-министра Беларуси Сергей Румас сообщил, что Правительство планирует сохранить социальную направленность бюджета.
Он пояснил, что во втором полугодии нынешнего года Минфину предстоит реализовать ряд мер в рамках согласованной с Антикризисным фондом ЕврАзЭС стабилизационной программы. Основой этого являются мероприятия по проведению жесткой бюджетной политики и ограничению дефицита бюджета.
Вместе с тем необходимо обеспечить социальную направленность бюджета. "В первоочередном порядке должны быть профинансированы расходы по соцзащите населения, а уже затем - расходы по содержанию бюджетных организаций и неотложным мероприятиям по поддержке реального сектора экономики", - подчеркнул Сергей Румас.
Он напомнил, что с 1 июня прекращено эмиссионное кредитование экономики, вся нагрузка по ее кредитованию ложится на бюджет. Поэтому Министерству финансов предстоит решить непростую задачу: обеспечить финансирование экономики, не выходя за рамки ограничений по дефициту бюджета.
Основные решения по изысканию дополнительных доходов бюджета уже приняты. В отношении сырьевых и добывающих отраслей введены повышенные пошлины и налоги. "Но для полноценного финансирования программ этого недостаточно, требуются дополнительные источники", - подчеркнул Заместитель Премьер-министра. Одним из резервов здесь является ликвидация задолженности субъектов хозяйствования по выданным ссудам, займам, гарантиям Правительства.
Правительство вместе с Министерством финансов разработает и утвердит графики погашения соответствующих долговых обязательств не позднее 1 ноября 2011 года, отметил Сергей Румас.
Он также указал на необходимость решения проблемы индексационной политики. "Продолжение индексационной политики может привести к ситуации, при которой очередное повышение заработной платы в бюджетной сфере потребует значительных ресурсов, поскольку повышение тарифной ставки первого разряда должно перекрывать значение выплачиваемой компенсации", - отметил он. Поэтому Правительству необходимо в третьем квартале 2011 года выработать конкретные решения, учитывающие интересы как граждан, так и бюджета.
В первом полугодии 2011 года рост экономики обусловлен расширением внутреннего спроса, отметил Сергей Румас. "Несмотря на некоторое сужение внутреннего спроса сейчас, его опережающий рост над ростом ВВП сохраняется", - отметил Сергей Румас.
Заместитель Премьер-министра отметил, что не лучшим образом на сложившуюся ситуацию влияет и привлечение инвестиций за счет кредитов банков. Доля собственных источников в общем объеме финансирования инвестиций составила 37%, что является самым высоким значением с 2004 года. Иностранных инвестиций в текущем году использовано только Br3 трлн., что составляет 9% от общего объема инвестиций, в то время как по прогнозу эта доля должна составить 21%. Сергей Румас напомнил, что этот прогноз никто не отменял.
Заместитель Премьер-министра сообщил, что в соответствии с Декретом Президента № 10 Республика Беларусь заключила с иностранными компаниями 719 инвестиционных договоров. Из них 300 договоров приходится на долю облисполкомов и Минского горисполкома. Наибольший вклад в привлечение инвестиций вносят предприятия частной формы собственности. Их доля в общем объеме привлечения прямых иностранных инвестиций составляет 92%.
В то же время государственные органы практически не продвигают эту работу. "Они говорят: "зачем нам инвесторы, мы, государство, сами сделаем, только дайте деньги". Такой подход неприемлем в нынешних условиях", - подчеркнул Сергей Румас.
Он подверг критике Министерство промышленности, которое за два года заключило только один инвестдоговор. Один инвестдоговор заключен также Министерством архитектуры и строительства, два - концерном "Белгоспищепром".
При этом нельзя считать хорошей тенденцией то, что заключение инвестдоговоров осуществляется преимущественно под реализацию проектов в сфере административной, жилой и торговой застройки. Только 27% всех заключенных с Республикой Беларусь инвестдоговоров предусматривают создание и модернизацию производств, констатировал Сергей Румас.
Говоря об итогах внешнеторговой деятельности, Заместитель Премьер-министра отметил, что основными факторами, повлиявшими на ухудшение результатов торговли в первом полугодии, стали импорт легковых автомобилей физическими лицами и сокращение экспорта нефти и нефтепродуктов. В июне сальдо внешней торговли товарами по сравнению с маем ухудшилось на $412 млн. и составило минус $607 млн. Это произошло в связи с проведением работ по реконструкции и техническому перевооружению на Мозырском нефтеперерабатывающем заводе. В июне там приостановился техпроцесс выработки светлых нефтепродуктов, а поставки сырья продолжались.
Импорт легковых автомобилей за 6 месяцев 2011 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился в 3 раза и составил $2,161 млрд. За июнь достигнут исторический пик ввоза легковых автомобилей - 68 тыс. штук на $644 млн.
С июля 2011 года импорт легковых автомобилей практически прекращен, отметил Сергей Румас. Также возобновил работу Мозырский нефтеперерабатывающий завод. Эти факторы позволяют прогнозировать дальнейшее положительное наращивание внешнеторгового сальдо. "Это позволяет говорить о возврате сальдо внешней торговли товарами и услугами в зону положительных значений", - отметил Сергей Румас.
По предварительным данным, за 6 месяцев текущего года ожидается опережение темпов роста экспорта товаров над импортом до 8,7 процентных пункта. Таким образом, продолжится тенденция по опережению темпов роста экспорта над импортом, отметил Сергей Румас. Он напомнил, что в мае сложилось положительное сальдо внешней торговли, которое составило $116 млн.
Заместитель Премьер-министра также обратил внимание на необходимость разработки четкой стратегии погашения внешнего долга.
Внешний долг Беларуси с 2009 года интенсивно наращивается, отметил Сергей Румас. За этот период отношение госдолга к ВВП увеличилось в 2,2 раза и составило на 1 апреля 2011 года 55,4%. При этом в апреле впервые превышено предельное значение этого показателя в размере 55%, как это установлено Концепцией национальной безопасности Беларуси.
При оценке роста реального ВВП в 2011 году на уровне 107% прогнозируется соотношение валового внешнего долга к ВВП от 68% до 73%. "При таком значительном объеме валового внешнего долга ожидается и рост соответствующих выплат по нему", - отметил Сергей Румас. По текущему внешнему госдолгу выплаты в 2013-2014 годах составят более $3 млрд.
"Уже сейчас Министерству экономики и Минфину необходимо разработать четкую стратегию по определению источников погашения внешнего долга", - отметил Заместитель Премьер-министра.
Одной из важнейших задач системного характера Сергей Румас назвал выход в ближайшее время на единый курс белорусского рубля на всех сегментах валютного рынка. При этом Заместитель Премьер-министра обратил внимание на то, что важно обеспечить устойчивость обменного курса в долгосрочной перспективе.
"Для этого придется исключить возврат к механизму эмиссионной поддержки высоких темпов экономического роста и использовать более гибкий режим обменного курса, реализовывать жесткую денежно-кредитную и бюджетную налоговую политику", - подчеркнул Сергей Румас.
В ходе рассмотрения на заседании Правительства вопроса о принимаемых мерах по устойчивому функционированию банковского сектора и денежно-кредитной системы страны, первый заместитель Председателя Правления Национального банка Беларуси Юрий Алымов сообщил, что в первом полугодии банковский сектор страны сохранил стабильность и не допустил роста проблемной задолженности. Банки удовлетворяли высокий спрос предприятий и населения на заемные ресурсы. Процентные ставки на кредитном и депозитном рынках постепенно увеличивались под влиянием процентной политики Нацбанка, направленной прежде всего на увеличение доходности по вкладам в белорусских рублях и защиту сбережений от инфляции. Платежная система обеспечила своевременное и безопасное функционирование межбанковских расчетов.
Приняты меры для удовлетворения первоочередного спроса населения на иностранную валюту для социальных целей. В апреле Нацбанк разрешил Беларусбанку не осуществлять свободную продажу валюты, приобретенную через обменники на погранпереходах. Эти средства направлялись на удовлетворение потребностей граждан, связанных с социально значимыми вопросами - лечение и обучение за рубежом. За май-июнь нынешнего года банком продано на эти цели $4,5 млн. "С 20 июля мы распространили такую систему и на другие банки, разрешив использовать на социальные цели валюту, приобретаемую в обменниках на территории учреждений отдыха", - напомнил Юрий Алымов.
Представитель Нацбанка также отметил, что объем нормативного капитала банков Беларуси на 1 июля составил Br19,6 трлн., увеличившись с начала года на 10,9%. Уставный фонд на 1 июля сформирован в объеме Br12,6 трлн., что на 4,6% больше по сравнению с началом года.
Первый замглавы Нацбанка констатировал, что на валютном и депозитном рынках страны наметился целый ряд положительных тенденций.
Так, наблюдается увеличение рублевых и валютных депозитов населения в банках Беларуси.
Юрий Алымов проинформировал, что во второй половине июня и за три недели июля сложился приток средств населения на срочные депозитные счета коммерческих банков. С 1 по 22 июля прирост срочных рублевых депозитов составил Br152 млрд. По оперативной информации из 6 крупных банков страны, за июль срочные рублевые депозиты физлиц выросли на Br249 млрд.
С начала июля нынешнего года наметился также рост срочных валютных вкладов физлиц. По оперативной информации из 6 крупных банков, за июль срочные валютные депозиты выросли на $38 млн.
В числе приоритетных задач Нацбанка на второе полугодие текущего года Юрий Алымов назвал, прежде всего, увеличение золотовалютных резервов.
"На данном этапе представляется крайне важным реализовать комплекс мер, направленных в первую очередь на увеличение золотовалютных резервов", - подчеркнул Юрий Алымов.
По его данным, золотовалютные резервы Беларуси по состоянию на 1 августа в международном определении составили $4 млрд. 150 млн. За апрель-июль текущего года ЗВР выросли на $388 млн. При этом Юрий Алымов отметил, что "ранее некоторое уменьшение резервов на фоне получения $800 млн. из Антикризисного фонда ЕврАзЭС было связано с осуществлением платежей по внешнему долгу Правительством страны, а также погашением обязательств Нацбанка".
В числе важнейших задач, которые ставит Нацбанк во втором полугодии, останется также обеспечение стабильного функционирования финансовой системы и повышение сбалансированности развития национальной экономики.
Среди основных мер монетарной политики Нацбанка до конца года станут поддержка ликвидности банков исключительно по средствам проведения соответствующих стандартных операций по рыночным ставкам, процентная политика, нацеленная на повышение уровня процентных ставок, обеспечение сохранности и привлекательности рублевых вкладов, повышение доверия к национальной валюте.
Стабилизация банковского сектора будет осуществляться путем изменения кредитования госпрограмм. Эта функция будет передана Банку развития. "В условиях ужесточения денежно-кредитной политики банкам необходимо повысить эффективность управления рисками ликвидности и проводить кредитную политику с учетом реальной оценки объемов стоимости ресурсов и сроков их привлечения", - подчеркнул Юрий Алымов.
Об основных подходах к формированию прогноза социально-экономического развития Беларуси на 2012 год в ходе заседания Совета Министров доложил Министр экономики Николай Снопков.
Он, в частности, подчеркнул, что Правительство Беларуси примет все меры по замедлению инфляции в стране.
"Для обеспечения внутренней сбалансированности необходимо принять все меры по замедлению инфляционных процессов, - сказал Николай Снопков. - Для этого надо четко понимать, что влияет на рост цен. Цены растут, когда в экономике денег больше, чем она заработала". Это относится и к субъектам хозяйствования, и к населению. Поэтому со стороны реального сектора экономики важнейшим индикатором станет соотношение темпов роста заработной платы и производительности труда. "Заработная плата должна быть заработана", - подчеркнул Николай Снопков. Таким образом, для обеспечения внутренней сбалансированности будут контролироваться рентабельность продаж и обеспечение качественных показателей, эффективность использования ресурсов, снижение материалоемкости и повышение энергоэффективности.
Ключевым фактором инфляции стало расширение денежного предложения темпами, опережающими спрос. То есть эмиссия денег превышала потребности. Значительные объемы эмиссии сохранились и в первом полугодии. За счет операций Национального банка денежная база увеличилась примерно на Br7 трлн., за счет увеличения депозитов Министерства финансов - почти на Br6 трлн. В целом увеличение кредитования экономики происходило преимущественно за счет Национального банка и Министерства финансов, а также роста внешних заимствований банков, а не за счет сбережений, отметил Министр экономики. Поэтому в дополнение к показателям на микроуровне нужны и макроэкономические ограничители, подчеркнул Николай Снопков.
По его словам, "для достижения структурной сбалансированности необходима оптимизация структуры государственной собственности и преобразование системы государственного управления путем сокращения участия государства в перераспределении финансовых потоков".
В этой связи к концу 2012 года необходимо, чтобы доля частного сектора в ВВП достигала не менее 40%. Иначе процесс безконкретной практической приватизации и ликвидации устойчиво убыточных предприятий невозможен, считает Николай Снопков. В государственной собственности должны находиться только те юридические лица, которые имеют стратегическое значение и обеспечивают национальную безопасность страны. В настоящее время Правительство внесло на рассмотрение Главе государства 37 таких предприятий, которые обеспечивают 20% ВВП. Имущество всех остальных юридических лиц должно быть передано в собственность административно-территориальных единиц. Министерство экономики предложило передать имущественные комплексы 667 таких предприятий. На них приходится 11,3% общего выпуска продукции, работ и услуг, но они имеют под собой огромный потенциал с точки зрения задействования неиспользованных площадей, а также большие кооперационные связи. В отношении устойчиво неплатежеспособных предприятий необходимо инициировать передачу их национальному инвестору. Министерство экономики вместе с Госкомимущества подготовит предложения об условиях продажи и механизмах передачи предприятий национальному инвестору.
ТЕЗИСЫ
вступительного слова Премьер-министра Республики Беларусь Мясниковича М.В. на заседании Совета Министров Республики Беларусь 2 августа 2011 г.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ