Проекты прогноза социально-экономического развития, республиканского бюджета и основные направления денежно-кредитной политики на 2012 г. рассмотрели 8 ноября на заседании Совета Министров Беларуси.
Во вступительном слове Премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович отметил, что параметры макропрогноза ранее обсуждались на трех заседаниях Президиума Совета Министров с последующим внесением соответствующих корректировок. В ходе дискуссий было предложено в 2012 году ориентироваться на концепцию сбалансированного развития страны, Речь идет о том, чтобы сбалансировать производство и потребление, обеспечить структурную модернизацию, создать и задействовать неэмиссионные источники финансирования, чтобы 2012 и последующие годы были периодом устойчивого экономического развития для Беларуси. "Рост экономики должен стать качественным, инновационным, а значит, новые проекты должны быть окупаемыми, деятельность хозяйствующих субъектов рентабельной, а реальные доходы населения должны расти с ростом производительности труда", - отметил Премьер-министр.
Руководитель Правительства подчеркнул, что главной задачей следующего года станет резкое снижение темпов инфляции по сравнению с 2011 годом. "Не преодолеем инфляцию - никакой стабильности не будет, поэтому все составляющие инфляции ограничиваются и берутся под жесткий контроль", - сказал Михаил Мясникович. В следующем году прирост потребительских цен не должен превысить 19% за год, или 1,5% в месяц, подчеркнул Премьер-министр. "Это, конечно, высокий уровень инфляции, но еще большее сжатие денежной массы может привести к пагубным явлениям в экономике", - считает он.
Руководитель Правительства подчеркнул важность мер по выходу Беларуси на положительное внешнеторговое сальдо. Эта задача рассматривается как основа стабилизации валютного курса. "Это без преувеличения фундаментальная задача внешнеэкономической балансировки, альтернативы просто нет", - сказал он. Михаил Мясникович заметил, что следующий год будет сложным для мировой экономики и мировые процессы не могут не затронуть Беларусь. "Поэтому внутреннее потребление должно быть рациональным, а приоритетом должен стать экспорт и его опережение над импортом", - резюмировал Премьер-министр.
Михаил Мясникович акцентировал внимание на необходимости исполнения в 2012 году бездефицитного бюджета. "Предлагается жесточайшая бюджетная дисциплина", - уточнил Руководитель Правительства. В качестве ключевых источников развития предложено рассматривать собственные средства, доходы от приватизации и прямые иностранные инвестиции.
В 2012 году пакет мер по стимулированию инвестиционной и инновационной деятельности будет включать снижение налога на прибыль с 24 на 18%, ускоренную амортизацию и перенос убытков на будующие периоды, снижение ставок налога для малого и среднего бизнеса и мощные фискальные стимулы, вплоть до нулевой ставки налогов, для инновационных предприятий. По оценкам Правительства, в условиях 2011 г. предложенные механизмы позволят предприятиям получить дополнительно порядка 2 трлн белорусских рублей на собственное развитие. "Все что не пойдет на эффективное развитие государственного сектора, реальную экономику следовало бы забирать в бюджет", - уточнил Премьер-министр.
"Мы должны создать объем золотовалютных резервов, эквивалентный трехмесячному импорту", - добавил Руководитель Правительства.
Михаил Мясникович подчеркнул, что золотовалютные резервы Беларуси в 2012 году должны прирасти минимум на $5 млрд., в основном за счет доходов от приватизации.
Руководитель Правительства также считает, что выручка от реализации госсобственности может использоваться для создания государственных предприятий - еще более эффективных, чем проданные. Михаил Мясникович отметил, что неоднократно докладывал эту позицию Главе государства. "Губернаторы, безусловно, должны согласовывать списки предприятий на приватизацию", - добавил он.
Премьер-министр отметил, что продавать нужно неэффективные производства: "Только плохой из собственников избавляется от активов, которые дают хорошую прибыль". Вместе с тем если поступит привлекательное инвестиционное предложение, то можно и это предложение внимательно рассматривать. "Заданий каких-то по продаже делать не будем, но нужно найти определенные средства для пополнения золотовалютных резервов", - резюмировал Михаил Мясникович.
Выплаты по внешнему долгу Беларуси в 2012 году составят $1,6 млрд. По словам Премьер-министра, источники определены. "Жесткий контроль и управление внешним долгом будут обеспечены", - подчеркнул он. Михаил Мясникович напомнил, что Беларусь планирует привлечь в экономику новые кредитные ресурсы - Антикризисного фонда ЕврАзЭС и МВФ.
Анализируя особенности экономического развития Беларуси в следующем году, Руководитель Правительства подчеркнул, что главными должны стать показатели качества и эффективности. При этом реальные доходы населения в следующем году должны быть не ниже уровня 2011 года. "Есть все основания, что зарплата, пенсии и социальные пособия будут расти большими темпами, предложение рабочих мест будет больше, чем спрос на них со стороны населения", - рассказал он.
Министерство экономики Беларуси считает крайне важным устранение инфляционного давления. Преодоление роста индекса потребительским цен стало ключевой целью прогноза социально-экономического развития на 2012 год. Заместитель министра экономики Александр Ярошенко подчеркнул необходимость скорейшего принятия мер по торможению инфляции в целях восстановления роста внутренних факторов экономики.
"Мы говорим о сбалансированном развитии экономики с точки зрения внутренних и внешних факторов, внутренний фактор - это снижение инфляции до 19%, внешний - обеспечение положительного сальдо товаров и услуг до 3% ВВП", - отметил замминистра. По его словам, остановка высокой инфляции - процесс крайне болезненный. Чтобы выйти на параметры экономической безопасности по инфляции в 2012 году, потребуется радикально сжать совокупный спрос, что означает снижение валового внутреннего продукта и уровня жизни населения на 5% и на 4% соответственно.
Замминистра отметил, что государственная политика, предусмотренная прогнозом социально-экономического развития на 2012 год, направлена на обеспечение внутренней и внешней сбалансированности и приведет к устранению накопленных ранее дисбалансов. "Это означает, что прирост ВВП в 2012 году будет формироваться исключительно за счет чистого экспорта", - сказал он. Рост, основанный на внешнем спросе, должен компенсировать отрицательное влияние внутренних факторов. Одна из главных задач Беларуси в ближайшем будущем - выход на положительно внешнеторговое сальдо.
Следствием накопленных ранее диспропорций и вынужденной девальвации стало ускорение инфляционных процессов. "Белорусский рубль стал стремительно терять свою покупательскую способность, по итогам 10 месяцев инфляция составила почти 89%, по отношению к доллару белорусский рубль продевальвирован почти в три раза", - констатировал Александр Ярошенко. Он подчеркнул, что инфляция носит монетарный характер.
В то же время Правительство приняло определенные меры по сдерживанию данных негативных процессов. Более чем на Br10 трлн. сокращено финансирование государственных программ. Проведена ревизия государственной инвестиционной программы на 2011 год, ее финансирование сокращено на Br741 млрд., или на 30%.
Такое сокращение совокупного спроса наряду с состоявшейся девальвацией национальной валюты позволило переломить ситуацию во внешней торговле. В итоге 2011 год будет завершен с рекордным превышением темпов роста экспорта над импортом в размере 20 процентных пунктов. Отрицательное сальдо будет вдвое меньше, чем в 2010 году и составит, примерно, $3,6 млрд., или минус 7,5% ВВП. "Тем самым мы укладываемся в этот прогноз на год", - отметил Александр Ярошенко.
В экономике Беларуси должны произойти серьезные структурные преобразования. Главная цель структурных преобразований - повышение устойчивости и конкурентоспособности национальной экономики, формирование национального собственника и конкурентной среды, отметил Александр Ярошенко. Однако сегодня государство является самым большим собственником активов и имущества.
По экспертным оценкам, государственные организации формируют до 70% национальной экономики. То есть сегодня каждый второй занятый белорус трудится в государственном секторе, на долю которого приходится примерно около 60% основных средств. "Абсолютно другая ситуация у наших партнеров по ЕЭП - в России и Казахстане", - заметил Александр Ярошенко. В результате в Беларуси продолжает оставаться довольно высокая доля нерентабельных и низкорентабельных предприятий, это почти половина от общего числа учитываемых организаций. В условиях жесткой денежно-кредитной политики и открытой конкуренции в рамках ЕЭП к этим предприятиям могут добавиться в 2012 году новые, считает замминистра. В то же время частные предприятия показывают гораздо лучшие результаты работы, чем государственные по производительности, капитализации, привлечению инвестиций, экспорту.
Беларусь должна стать на путь приватизации неэффективных малых и средних предприятий в реальном секторе экономики. Это путь к стабильности, считает Александр Ярошенко. С этой целью предлагается поэтапный комплексный подход к приватизации с учетом интересов экономической безопасности. Этот подход предполагает передавать низкоэффективные предприятия в частную собственность при сохранении государственного контроля почти над 50% экономики страны. Первым шагом со стороны государства станет приватизация малых и средних предприятий в реальном секторе экономики. Ее задача - оздоровление экономики, освобождение неэффективных активов. Конечная цель - достижение высокой производительности труда. На первом этапе предполагается продать 619 предприятий за одну базовую величину. Также планируется приватизировать более 2 тыс. предприятий на дифференцированной конкурсной основе.
В 2012 году в экономику Беларуси планируется привлечь $3,7 млрд. прямых иностранных инвестиций на чистой основе, сообщил Александр Ярошенко. В том числе $1,2 млрд. приходятся на модернизацию и создание новых рабочих мест, $2,5 млрд. будет привлечено от приватизации государственной собственности.
Александр Ярошенко отметил, что в январе-августе 2011 года 94% прямых иностранных инвестиций в Беларусь направлено в частный сектор. По его словам, приватизация - это прямой путь к иностранному капиталу. Прямые иностранные инвестиции являются не только балансирующей статьей в платежном балансе, но и источником мировых технологий, новых высокопроизводительных рабочих мест.
Привлечь $3,7 млрд. инвестиций можно при условии мотивации и реальной ответственности руководителей за эту работу. Министерство экономики уже предлагало в прошлом году мотивацию для подписантов инвестпроектов. Для них можно предусмотреть материальное вознаграждение из бюджета Беларуси, которое будет зависеть в процентном отношении от приходящих в экономику прямых инвестиций на чистой основе. Можно предложить и другой подход - премировать за превышение установленных показателей по прямым иностранным инвестициям.
"С помощью прямых иностранных инвестиций в Беларуси необходимо запустить новую волну индустриального технологического развития", - сказал Александр Ярошенко. Тем самым будут созданы условия для притока долгосрочных качественных и эффективных, так называемых умных инвестиций и технологий, подчеркнул он.
Низкооплачиваемые, неэффективные рабочие места в Беларуси будут сокращаться. "Предлагается ввести новый показатель - число работников, принятых на вновь создаваемые высокопроизводительные рабочие места по инвестиционным проектам", - сказал Александр Ярошенко. Неэффективные рабочие места будут сокращаться на фоне модернизации традиционных секторов экономики и при формировании новых высокоэффективных производств. "Путем так называемых точек роста предлагается создавать новые современные высокопроизводительные рабочие места, - отметил замминистра. - Главная цель 2012 года - перезанять население, дать людям вместо низкопроизводительных, низкооплачиваемых рабочих мест хорошие высокооплачиваемые".
Только в промышленном комплексе, по оценке Министерства экономики, в течение ближайших трех лет высвободятся в процессе модернизации более 160 тыс. работников, которые целевым образом будут направлены на высокоэффективные, с высоким уровнем оплаты труда рабочие места, создаваемые на новых производствах.
Правительство Беларуси обеспокоено оттоком квалифицированных кадров за рубеж. Премьер-министр считает, что в сложившихся условиях необходимо сдерживать отток квалифицированных кадров. "Мы обеспокоены миграцией, это проблема непростая, и решать ее нужно с учетом того, что кроме зарплаты есть и иные стимулы для сдерживания выезда специалистов в другие страны. В первую очередь, строительство жилья", - подчеркнул Михаил Мясникович.
Руководитель Правительства отметил, что есть проблемы оттока кадров в строительной отрасли, машиностроении и по ряду других дефицитных специальностей, когда легальными и не очень легальными методами переманивают кадры в другие государства. Вместе с тем, добавил он, этот процесс охватил весь мир. Сегодня объединенная Европа очень обеспокоена миграцией кадров в США. В России наблюдается не только отток кадров, но и вывоз капитала.
Михаил Мясникович отметил: в условиях отсутствия всех видов границ с партнерами по Единому экономическому пространству идет процесс сближения цен, но и доходы граждан стран, входящих в ЕЭП, тоже должны сближаться. "Конечно, нам это будет сложно сделать, - признал премьер-министр. - Здесь нужен избирательный подход по тем категориям, которые могут наиболее быстро "стать на крыло".
Министр финансов Андрей Харковец отметил, что в 2012 году республиканский бюджет будет сформирован без дефицита. По утверждению руководителя финансового ведомства, он обладает достаточными ресурсами для выполнения социальных и финансовых обязательств государства.
"Проект бюджета на 2012 год направлен на обеспечение макрофинансовой сбалансированности и достижения параметров финансовой безопасности, - отметил Андрей Харковец. - Проекту характерны очевидные стимулирующие черты налоговой политики, полнота сбора доходов, наиболее оптимальное распределение государственных финансовых ресурсов".
Министр финансов обозначил главные задачи для сектора государственных финансов. Это сбалансированность расходов бюджетов всех уровней с их доходами; гарантированное исполнение финансовых обязательств бюджета перед внешними и внутренними кредиторами; наращивание золотовалютных резервов страны за счет моратория на использование доходов от приватизации госсобственности; повышение инвестиционной привлекательности республики посредством радикального изменения политики налогообложения прибыли от предпринимательской деятельности; сохранение качества бюджетных услуг и социальная защита уязвимых категорий населения; кредитование госпрограмм в объемах, не создающих рисков для макрофинансовой сбалансированности и под контролем правительства. Андрей Харковец особо подчеркнул необходимость строжайшей бюджетной дисциплины.
По его словам, основные акценты налоговой политики направлены на улучшение качественных характеристик, в том числе в увязке с оценкой воздействия налогов на конкурентоспособность в Таможенном союзе.
Предлагается одновременно решение двух задач: снижение налоговой нагрузки на прибыль и создание стимулов для инвестирования прибыли в развитие. Так, снижение налога на прибыль с 24% до 18% позволит оставить в распоряжении предприятий без дополнительных условий Br5,6 трлн. Механизмы ускоренной амортизации (даже если ими воспользуется только половина предприятий) и переносы убытков на будущие прибыли позволят оставить в распоряжении реального сектора еще Br4,2 трлн.
Министр финансов проинформировал, что сложившаяся структура доходов в основном будет сохранена в 2012 году. Как и раньше, основная доля доходов бюджета будет приходиться на НДС, налог на прибыль, доходы от внешнеэкономической деятельности, подоходный налог и налоги на собственность.
Что касается структуры расходов бюджета, то она будет изменена в связи с тем, что в 2012 году на расходы по погашению и обслуживанию государственных и местных долгов будет направлено Br21,4 трлн. (в 2,2 раза выше платежей текущего года), а расходы на субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным на реализацию госпрограмм, составят Br11,8 трлн. (рост в два раза к уровню нынешнего года).
Однако расходы на финансирование бюджетной сферы подверглись наименьшему сокращению, подчеркнул Андрей Харковец. Уровень заработной платы бюджетников в 2012 году сохранится в реальном выражении к уровню 2011 года. Сохраняется и удельный вес расходов бюджета на финансирование отраслей социальной сферы в ВВП. В качестве приоритетов определены здравоохранение и наука, образование.
Объем эмиссионного финансирования государственных программ в 2012 году составит Br7 трлн. Эти средства будут направлены на кредитование жилищного строительства и строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, а также на развитие агропромышленного комплекса. Постановлением Совмина будет определен точный перечень объектов, кредитование которых будет осуществляться с использованием средств правительства.
Министерство финансов прорабатывает иные неэмиссионные источники кредитования госпрограмм. Одним из наиболее значимых станут доходы создаваемого Банка развития Республики Беларусь в связи с передачей ему непрофильных активов Нацбанка.
Что касается ассигнований на реализацию Государственной инвестиционной программы, то расходы возрастут в 1,4 раза к уровню текущего года - Br3,3 трлн.
Заместитель Председателя правления Национального банка Юрий Алымов должил, что требования банков к экономике в 2012 году могут вырасти на 23%, или Br40 трлн. Поддержка экономики со стороны банков в таком объеме станет возможной за счет увеличения привлеченных банками средств населения и предприятий в объеме Br22 трлн. Ожидается также привлечение Br16 трлн. на чистой основе от нерезидентов.
"Ожидается, что прирост рублевой денежной базы не должен превысить 25%, или Br4,3 трлн. Это позволит ограничить прирост рублевой денежной массы на уровне 23% против ожидаемых 60% в этом году", - рассказал представитель Нацбанка. При этом он отметил, что данный вопрос монетарной политики является индикативным, он может быть изменен в случае изменения экономических условий.
"Согласно расчетам, среднегодовое значение обменного курса белорусского рубля к доллару оценивается в 2012 году на уровне Br8,5 тыс.", - сказал заместитель Председателя правления Национального банка.
Юрий Алымов отметил, что политика в области обменного курса в следующем году будет направлена на повышение гибкости обменного курса национальной валюты для достижения и сохранения внутренней и внешней сбалансированности. С учетом перехода в режим "управляемое плавание курса", Нацбанк воздерживается от публичных объявлений минимальных ограничений курсовой политики.
Первый замруководителя Нацбанка подчеркнул, что обменный курс белорусского рубля формируется при минимальном участии Нацбанка. Интервенции будут носить точечный характер и будут направлены на сглаживание колебаний на валютном рынке.
Юрий Алымов добавил, что гарантией стабильности национальной валюты в будущем станет достаточный уровень золотовалютных резервов. С апреля нынешнего года уровень ЗВР в стране стабилизировался. С учетом поступления средств из Антикризисного фонда ЕврАзЭС в $800 млн. и привлечения кредита из Азербайджана в размере $300 млн. международные резервные активы Беларуси увеличились примерно на $1 млрд. Представитель Нацбанка добавил, что в случае достижения договоренности с Россией о снижении цены на газ ЗВР Беларуси могут дополнительно увеличиться еще на $1,5 млрд.
Первый зампредседателя правления Нацбанка напомнил, что Беларуси предстоит гасить значительные объемы внутренних и внешних обязательств. Всего в 2012-2014 годах платежи Минфина и Нацбанка по внешним и внутренним обязательствам в инвалюте составят $8,9 млрд.
Комментируя параметры прогноза социально-экономического развития Беларуси на 2012 год, Вице-премьер Сергей Румас отметил перспективу проведения жесткой денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики. Правительство исходило из оценки нынешней экономической ситуации и внешних факторов, в которых придется работать, отметил Сергей Румас. "Высокая инфляция и крайне высокий дефицит текущего счета платежного баланса не позволили нам в этом году достичь намеченных целей по обеспечению роста благосостояния граждан, - сказал Вице-премьер. - Но жесткая денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика, которая заложена в проект прогноза на 2012 год, позволяют нам надеяться, что Правительство справится с основной проблемой текущего года - высокой инфляцией".
Кроме того, предусматривается переориентация товарных потоков с внутреннего рынка на внешние. Опыт этого года показывает, что для достижения положительного сальдо внешней торговли нужно не менее 65% производимой продукции экспортировать, подчеркнул вице-премьер. Такая ситуация имела место в июле текущего года, когда сальдо по торговле товарами было положительное.
Экспорт продукции будет одним из приоритетов работы Правительства в 2012 году. И отношение положительного сальдо внешней торговли к ВВП должно составить до 3%, в количественном выражении это около $1,5 млрд. Эти меры и цели должны позволить сохранить уровень реальных доходов населения не ниже 2011 года, подчеркнул Сергей Румас.
Сергей Румас также сообщил, что проект прогноза на 2012 год положительно оценивает Международный валютный фонд. "Мы неоднократно обсуждали этот проект с миссией МВФ и представителями фонда в Беларуси, - отметил Вице-премьер. - МВФ высоко оценивает показатели, которые заложены в этом прогнозе, и однозначно дает положительную оценку этому проекту".
По словам Сергея Румаса, проект прогноза на 2012 год будет внесен на рассмотрение Президента в течение двух недель.