новость

от 30.01.2012

Выступление Премьер-министра Республики Беларусь М. Мясниковича на торжественном заседании, посвященном Дню белорусской науки

27 января 2011 года, г. Гомель.

Добрый день, уважаемые товарищи, коллеги, зарубежные гости!

Искренне поздравляю Вас, всю научную общественность с праздником, который традиционно  почитается и отмечается в Беларуси – Днем белорусской науки!   Гомельщина обладает огромным интеллектуальным потенциалом, который сконцентрирован в промышленности, конструкторских бюро, научно-исследовательских институтах, университетах. Этим во многом продиктовано мое участие в праздничных мероприятиях региона.

Даже на нашем празднике, полагаю, я  должен говорить не только о науке, а больше об экономике и задачах, которые сегодня реализуются или предстоит решать в перспективе.

Прежде всего хочу обратиться  к современной экономической теории, которая утверждает, что для  развития страны именно научно-технический прогресс, инновационная деятельность  являются важнейшими факторами  экономического роста, что  намного значимее, чем даже труд, капитал и недра.

Мы видим это  на практике стран, которые не располагают богатыми сырьевыми ресурсами, но имеют достаточно  высокий  уровень жизни  и развития технологий и производства.  Прежде всего, Япония, страны Юго-Восточной Азии. Посмотрите на Европу:   много ли  в  Великобритании нефти, газа и железной руды?  Нет, но там есть научный и финансовый  потенциал.   Германия, которая является сильным игроком на европейском пространстве, также небогата  сырьевыми ресурсами.   Но  там  высочайшего уровня   технологии  и  ученые, которые демонстрируют миру свои замечательные разработки.   Германии нет равных в химической отрасли.  Лекарства, полимеры, средства защиты растений – всю  гамму  химической промышлености  немецкие специалисты   производят  на высочайшем уровне.  Отмечу, что Гомельскому химзаводу один из ведущих концернов  Германии  “BASF”передал право на производство  лицензионной продукции.  Думаю, надо активнее создавать зарубежным  партнерам  соответствующие комфортные условия  для усиления интеграции. А это в свою очередь будет способствовать подъему экономики и жизненного уровня  наших людей.

В текущей пятилетке наша страна сделала главную ставку именно на этот фактор.  Мы знаем, как это сделать, и об этом сказано в программе действий Правительства.  

 Я думаю, что и ученые, и государственные и местные органы власти  дополнительно обратятся к этому  документу, где сформулированы актуальные вопросы.   Если   четвертое Всебелорусское народное  собрание  поставило цели и задачи, то  программа действий Правительства  определяет, как это решить.

Ведь очевидно, когда мы говорим  об экономике, рассчитываем  рост внутреннего валового продукта, планируем другие показатели, для многих простых  граждан во многом эти  вещи непонятные или не очень актуальные.  Им интересны не столько проценты роста ВВП, а как будет расти зарплата. Поэтому хочу обратить внимание на то, что у нас нет иного  источника роста   заработной платы,  кроме повышения производительности труда.  А рост производительности труда невозможен без новых технологий, без инноваций, без науки. Мы в Правительстве  готовимся принять решение о введении показателя инновационности  как основного  показателя по оценке работы кадров.

Правительство постоянно обращает внимание на вопросы современных инновационных методов управления.

В  2013-й год  мы должны прийти с обновленной экономикой,  чтобы  в течение трех последующих лет  восполнить недобор в развитии, который  сложился в 2011-2012 годах,  и   выполнить  задания пятилетки.

В этой ситуации  есть ли у нас реальные ресурсы и предпосылки, чтобы  действительно говорить о безусловном выполнении этих задач?  Да, они есть, и мы их во многом  создали в сложном 2011 году.  Факты?  Пожалуйста!  В сложных макроэкономических условиях обеспечен  рост прибыльности всех секторов экономики.  Впервые за долгое  время   в  Беларусь в 2011 году  пришло  на 1,5 млрд. долларов США больше, чем мы отдали внешнему миру!   Экспорт превысил  46 млрд.  долларов США, что на 24 процента больше  исторического максимума.   Именно эти фундаментальные экономические факторы  дают уверенность  говорить о том, что у нас будут  повышаться   доходы граждан.

У нас выполнены соответствующие расчеты.  Есть основания говорить, что в течение года будет  повышаться заработная плата  с тем, чтобы к концу 2012 года восстановить докризисный уровень покупательной  способности основной массы   населения.

Но этого сегодня мало.  Мы должны качественно модернизировать экономику и заложить основы роста на 2013 и последующие годы, чтобы выполнить задание пятилетки.   Как это сделать? Я возвращаюсь  к  совещанию по развитию  химической промышленности, которое мы сегодня  провели в Светлогорске.   Для обновления, инноваций нужны средства, нужен капитал, которого внутри страны недостаточно. Ликвидность наших коммерческих банков невысокая. Ресурсы хозяйствующих субъектов и банковской системы  для финансирования и  кредитования экономики в текущем  году  оцениваются около  5  млрд. долларов США в эквиваленте. Хотя для развития  нам надо иметь порядка 15 млрд.  долларов США.    Доходов бюджета, собственных средств  предприятий недостаточно, их хватит только, чтобы обеспечить простое воспроизводство.  Поэтому  есть два источника  ресурсов  для развития, которые  взаимно дополняют друг друга.

Во-первых, это рост эффективности инвестиций.   Если мы вкладываем средства - не важно, свои или заемные,  -  то доля  машин и оборудования должна быть очень высокая  с тем, чтобы получить  максимальную отдачу  за счет эффективных технических  решений.   Не надо вкладывать средства в стены.  Надо вкладывать в умное  оборудование и технологии, чтобы получить  высокую добавленную стоимость.    Здесь роль ученых, инженеров и конструкторов должна быть  определяющей.

О роли конструкторов. Я полагаю, что необоснованно принижена роль конструктора и  генерального конструктора.  Вспомним нашу историю:  мы знаем Королева, Курчатова,  Александрова, а они были генеральными конструкторами,  но уже не вспомним, кто тогда руководил предприятиями и даже отраслью.

И мы сейчас в Правительстве думаем над тем, как возложить на конструктора решение той или иной задачи.  Конструктору должны быть даны соответствующие полномочия, статус, материальная поддержка. Именно  они должны ставить  задачи науке и производству.


Второе направление, которое поможет нам привлечь  ресурсы для развития экономики, - это прямые иностранные инвестиции  как в новое производство, так и в процесс приватизации.   Здесь не должно быть обывательских страхов, что  придет некий капиталист,  заберет наш комплекс или завод  под мышку  и унесет куда-то…  Никуда он не унесет, это  субъект  нашей экономики, и он будет работать, платить налоги,  там будут работать белорусские граждане и  получать достойную зарплату.  Поэтому чем раньше и полнее мы откроем нашу экономику, а сегодня у зарубежных компаний  есть интерес интегрироваться с нами, тем  больше шансов  у нас развиваться быстрее по современным технологиям, как это делают ведущие государства мира.

Перед Правительством  поставлена задача:  на чистой основе привлечь  иностранных инвестиций в объеме 3,9 млрд. долларов США.   Однако ее следует рассматривать как  минимальную   и решать  при эффективном и разумном  реформировании отношений собственности. На местные органы власти Глава государства  возложил  основную ответственность  -  создавать в регионах новые бизнесы,  а неэффективным давать возможность  сменить собственника и уйти  с рынка.

Пользуясь случаем, хочу поблагодарить  председателя Гомельского облисполкома  за создание технопарка, который реально работает, и я смог  убедиться  в том, что  научно-инновационный инкубатор дает начало новым предприятиям и технологиям.

Главный показатель развития - число вновь созданных  рабочих мест с высокой производительностью труда.   Задача, поставленная Главой государства, иметь рабочие места с добавленной стоимостью 60 тыс. долларов США в год на одного работающего.  Это практически трехкратное увеличение по сравнению с тем, что мы имеем сейчас.  Это наш будущий источник  роста зарплаты  и повышения благосостояния  граждан. И  сейчас по поручению Президента Республики Беларусь осуществляется разработка концепции  новой промышленной политики.  Здесь не должно быть традиционного подхода.   Поэтому прошу присутствующих руководителей, а также руководителей Гомельского облисполкома   рассмотреть этот вопрос особо, по территории, по  всей экономике региона,  независимо от формы собственности предприятий.  И не ограничиваться полумерами.

Почему я об этом говорю?  Опять обращаюсь к химической отрасли, работу которой только что рассматривали.  Мы реально принимали решения по выходу этой важной отрасли на передовые позиции.  Принимали, может быть, непопулярные решения, но для того, чтобы в перспективе обеспечить развитие всего химического комплекса.  И так должно быть везде.  И в машиностроении, и в перерабатывающей промышленности…   Особая роль в этой работе у Академии наук.  Она должна стать главным идеологом модернизации и предложить решения ряда проектов, устремленных в будущее.

Следующие цифры, которые я хотел бы огласить в этой  уважаемой аудитории, касаются  темы:  Беларусь и мир.

Вызовы глобальной конкурентоспособности, с которыми сталкивается  наша экономика, требуют принятия  немедленных решений.  Мировая экономика вползает в рецессию, все конъюнктурные прогнозы  пересматриваются в сторону ухудшения.  А что в этой связи будет у нас?     Наша страна имеет хороший запас прочности к вызовам мирового кризиса. Во-первых,  мы имеем на 2012 год  бездефицитный бюджет, который не зависит от  конъюнктурных доходов.  Даже в случае  негативного влияния  мирового кризиса на белорусский внутренний валовый продукт нам не придется делать секвестр бюджета, так как его расходы спланированы из консервативных оценок.  Мы осознанно пошли на этот шаг, чтобы вся экономика в текущем году гарантированно имела источники развития.

Во-вторых, мы ограничили лимит эмиссионного кредитования  семью триллионами  белорусских рублей. И как бы ни было сложно, будем стремиться к тому,  чтобы  не выходить за пределы обозначенных цифр.  Мы  все видели, насколько  трудны последствия  излишней эмиссии.   И в том числе на основе оптимизации финансирования программ представляется возможным остановить инфляцию.  Я думаю, что у нас есть основания сдержать инфляцию, чтобы за  год  она составила  максимум 19-22 процента.

В-третьих, сформирована наибольшая за годы независимости страны  «подушка безопасности»  - это золотовалютные резервы в размере 8 млрд. долларов США.  Это гарантирует устойчивый валютный курс без резких колебаний.  Полагаем, что устойчивая работа  экономики не потребует валютной  интервенции Национального банка.  Сегодня у нас открытый валютный рынок как для физических, так и для юридических лиц.  Я должен сказать, что ежедневно наши  граждане  продают в обменниках  на 5-6 млн.  долларов США  больше, чем покупают. Вы можете сказать:  несут рубли, снимают вклады.  Нет, прирост вкладов  каждый день составляет  5-7, а в отдельные месяцы до 10 млн.  долларов США. При этом растут и рублевые вклады.

Названные мною  факторы и являются  внутренними стабилизаторами экономики, которые, мы полагаем, защитят  страну  от внешних шоков.

Мы не имеем  достаточно развитого рынка ценных бумаг. Это плохо.  Но  с другой стороны это и хорошо. Потому что мы не очень зависим от спекулятивного капитала  фондовых рынков. Наши долговые обязательства – они умеренны, носят долгосрочный характер. Это тоже плюс. Таким образом, Беларусь   в меньшей степени уязвима от мировых кризисных явлений.

Наиболее зависима  Беларусь от глобальных экономических проблем в контексте внешней торговли.   Нам надо побеждать конкурентов, что возможно только  с помощью высоких технологий, в случае активного внедрения инноваций. Традиционные продукты  сегодня уже не проходят.  Покупатели говорят – не мировой уровень.  Поэтому инновационная продукция, инновационная деятельность  должны стать приоритетной задачей  каждого трудового коллектива.

Структурные реформы и  стратегию промышленного развития  надо увязывать с нашими партнерами по интеграции.  В Едином экономическом пространстве  Беларуси, России и Казахстана  должна быть общая промышленная политика.   Такую задачу мы будем ставить перед  вновь созданной  Евразийской экономической комиссией и рассчитываем на ее  активную и конструктивную работу. Комиссия  начинает работать с 1 февраля текущего года.   Мы туда направили трех высококвалифицированных специалистов в качестве евразийских комиссаров, которые будут представлять Республику Беларусь. Сергей Сидорский будет вести  на Евразийском экономическом пространстве  промышленность и сельское хозяйство,  Валерий Корешков - член коллегии по вопросам техрегламентов и технического регулирования, Владимир Гошин  возглавит таможенную политику.  Этим надо воспользоваться,  сформировать смелые  инновационные проекты и соответствующие программы, в которых заинтересована Республика Беларусь. Я уже дал поручения,  чтобы готовить предложения  по разработке программы ликвидации последствий  аварии на Чернобыльской АЭС. Проблемы актуальны особенно для этого региона, а также Российской Федерации.  Думаю, наши казахстанские коллеги не будут возражать против того, чтобы  действительно вдохнуть в эту проблему новые силы.

Составляющей стратегии инновационного развития  и модернизации является  форсайт – технологическое предвидение, которое находится в прямой компетенции Госкомитета по науке и технологиям и НАН Беларуси.  Концепция промышленной политики и долгосрочный технологический прогноз – базовая  платформа обсуждения  структурных реформ  национальной экономики.  Мы намерены в I квартале 2012 года  утвердить комплекс этих мер.

По данным вопросам должно весомо высказаться  общее собрание Академии наук  как высший научный форум Беларуси.  Это будет отчет за «инновационный пакет стимулов» для развития науки и инноваций в стране, который принят в 2011 году.

Поставив перед собой высокую цель, представляется возможным освободиться от «местечковости» и победить  в конкуренции на рынке инноваций. А там борьба на порядок жестче и изощреннее, чем на товарных рынках.

Я желаю Вам, уважаемые коллеги, успехов на тернистой дороге открытия новых знаний, создания технологий и их коммерциализации.

Удачи, вдохновения, новых свершений. С праздником!

Фотографии

Совет Министров Республики Беларусь