новость

от 15.09.2009

Сокращение проверок субъектов хозяйствования направлено на дебюрократизацию и развитие делового климата в Беларуси

Сокращение проверок субъектов хозяйствования направлено на дебюрократизацию и развитие делового климата в Беларуси

1 2 3 4 5
Об этом заявил в Минске Премьер-министр Сергей Сидорский 15 сентября на совместном заседании Президиума Совета Министров и коллегий Администрации Президента Республики Беларусь и Комитета государственного контроля, где обсуждался проект Указа Главы государства "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь".

Руководитель Правительства напомнил о поручении Главы государства по наведению порядка в сфере контрольной деятельности. В проекте Указа учтены многочисленные обращения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, от которых были жалобы по поводу проведения проверок их деятельности. "В этой связи вопрос о сокращении проверок является одним из важнейших в процессе дебюрократизации и создания делового климата в стране, - подчеркнул Премьер-министр. – В связи с этим, есть ряд вопросов, которые мы считаем необходимым рассмотреть коллегиально с участием Администрации Президента и Комитета госконтроля".

Представляя проект Указа, Заместитель Премьер-министра Андрей Кобяков подчеркнул, что этот документ является одним из наиболее важных и ожидаемых в экономической политике государства. По словам Андрея Кобякова, в основу проекта заложено требование Президента Беларуси, высказанное им при обращении с Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию 23 апреля 2009 года – создать в Беларуси такую систему контроля, которая не подавляет развитие делового климата в стране, а позволяет проводить проверочные мероприятия не в карательных, а в предупредительных целях. При этом он напомнил, что Указом от 19 декабря 2008 года № 689 в Беларуси приостановлено проведение контрольных и надзорных проверок до создания надлежащего порядка осуществления этой деятельности.

Действующая система контрольной деятельности создавалась почти 10 лет назад в условиях, когда необходимо было навести элементарный порядок, отметил Заместитель Премьер-министра. Сейчас ситуация серьезно изменилась. "Мы последовательно выстроили цивилизованные правила ведения бизнеса в Беларуси, позволяющие вести его прозрачно и социально ответственно", - сказал Андрей Кобяков. Поэтому Глава государства и потребовал от Правительства совместно с КГК и Администрацией Президента подготовить новый законодательный акт, комплексно регулирующий контрольную деятельность.

Была создана рабочая группа, в состав которой вошли представители госорганов и бизнес-сообществ. К работе группы привлекались депутаты Национального собрания, представители профсоюзов, банков, всех контролирующих органов Беларуси.

Упорядочение проверочных мероприятий является одним из шагов по либерализации условий осуществления экономической деятельности в 2009 году. Закономерно, что перестроение контрольной деятельности с усилением ее подготовительной аналитической стадии потребовало переосмысления принципов работы контрольных органов. "Главенствующей здесь становится аналитика с информацией, а не массовые выходы на объекты для проведения проверок по принципу "хоть что-нибудь да найдется", - подчеркнул Андрей Кобяков. Проект Указа предусматривает создание гибкой и необременительной для бизнеса системы контроля и надзора, обеспечивающей экономическую безопасность государства, людей и окружающей среды.

В целях стимулирования развития бизнеса в Беларуси планируется ввести запрет на проведение любых проверок вновь зарегистрированных субъектов хозяйствования в течение двух лет со дня их государственной регистрации, заявил Андрей Кобяков. То есть, вводится двухлетний мораторий на проверки. Однако это не означает, что в этот период контроля вообще не будет. По исчерпывающим основаниям, перечень которых приведен в проекте, может быть назначена только внеплановая проверка.

Полностью переработан сложившийся механизм назначения плановых проверок. В проекте заложен принцип осуществления выборочного, а не сплошного контроля.

Документ носит комплексный характер, впервые определяя закрытый перечень всех контролирующих и надзорных органов, сфер их контроля. Это принципиально новый подход к организации и осуществлению контрольной деятельности. В совокупности эти и другие новые подходы направлены на снижение контрольной нагрузки.

Проектом Указа предусмотрено установление исчерпывающих критериев отнесения субъектов хозяйствования к группам риска применительно к каждой отрасли законодательства. Это позволит включать в план проверок именно те субъекты хозяйствования, которые являются или потенциально могут стать нарушителями. В первую очередь будут проверяться субъекты хозяйствования, попавшие в высокую и среднюю группы риска совершения правонарушений. Те организации, которые отнесены к низкой группе риска, будут проверяться только в случае поступления от них заявления о проведении проверки, либо в случае необходимости, когда контролирующий орган охватит проверками в плановом порядке все субъекты хозяйствования, отнесенные к высокой и средней группам риска совершения правонарушений.

Процесс планирования проверок с применением критериев риска перестанет быть сугубо внутренней конфиденциальной процедурой надзорных органов, он станет открытым для субъектов хозяйствования. Это позволит им самостоятельно оценивать свою деятельность для принятия мер, исключающих возможность отнесения предприятия к высокой или средней степени риска. Также это будет стимулировать принятие мер по улучшению финансово-хозяйственной деятельности с целью перехода в группу с более низкой степенью риска. Открытость процесса планирования будет способствовать созданию режима наибольшего благоприятствования для добросовестных субъектов хозяйствования. Таким образом, будет сокращаться количество субъектов хозяйствования, функционирующих в теневом секторе экономики.

Координация всех плановых проверок возлагается на Комитет госконтроля и его органы. Это означает, что в течение года к одному субъекту хозяйствования в плановом порядке может прийти несколько контролирующих органов, но только с совместной проверкой.

Ограничен период деятельности субъектов хозяйствования, который может включаться в поле зрения контролирующих органов при плановых и внеплановых проверках - не более 3 лет (за исключением отдельных случаев). Такое ограничение позволит оптимизировать работу контролирующих и надзорных органов и минимизировать их вмешательство в деятельность субъектов хозяйствования.

Кроме того, установлен исчерпывающий перечень оснований для проведения проверки, а также перечень должностных лиц, имеющих право назначать внеплановые проверочные мероприятия. Речь идет о проверках, назначаемых по истечении двухлетнего моратория для вновь созданных предприятий.

Полностью изменен механизм проведения рейдовых проверок. Вместо рейдовых проверок проектом вводятся внеплановые тематические оперативные проверки, которые могут быть назначены только отдельными органами (КГК, Нацбанк, МНС, Минприроды, Госстандарт, ГАИ) и только по определенным вопросам. При этом тематические оперативные проверки любого субъекта хозяйствования могут проводиться только на автомобильных трассах (при перемещении товаров), на торговых местах на рынках и в палатках, на объектах строительства. Все это может быть не чаще одного раза в месяц на одной и той же территории. Во всех же остальных случаях в предписании на проверку необходимо указание конкретного субъекта.

Внесены изменения и в порядок проведения проверок в рамках ведомственного контроля. Они будут проводиться в плановом порядке и не чаще одного раза в два года независимо от того, к какой группе риска отнесен проверяемый субъект. Кроме того, предусмотрено освобождение предприятий от административной ответственности, если выявленные нарушения незначительны. Одновременно ужесточена ответственность субъектов хозяйствования за грубые нарушения. Деятельность таких нарушителей может быть прекращена в судебном порядке на основании исков регистрирующих органов по соответствующим представлениям органов контроля.

Повышена ответственность за проведение проверок должностными лицами надзорных органов. Они будут отвечать и за необоснованное назначение проверок.

При разработке проекта Указа использована мировая практика организации контрольной и надзорной деятельности, отметил Заместитель Премьер-министра.

В свою очередь, заместитель Министра по налогам и сборам Василий Каменко сообщил, что субъекты хозяйствования Беларуси будут защищены от необоснованного вмешательства в их работу контрольных органов. "Впервые в проекте Указа нашли отражение нормы, в значительной степени ограничивающие действие контрольных органов и должностных лиц", - сказал Василий Каменко. Документ гарантирует защиту прав и интересов субъектов хозяйствования от необоснованного вмешательства в их деятельность и от произвольного использования властных полномочий некоторых чиновников.

Установлен ограничительный перечень оснований для назначения плановых и внеплановых проверок. Решение о назначении внеплановых проверок по основаниям, не имеющим четких критериев, будет приниматься руководителем органа или одним из уполномоченных им заместителем. Таким образом, проверка может быть начата только на основании предписания.

Кроме того, ограничиваются требования проверяющих. Они смогут действовать только в пределах вопросов, подлежащих проверке. Устанавливаются четкие обоснования и процедуры изъятия подлинников документов. Такие меры, как приостановление или запрет деятельности субъекта хозяйствования, приостановление операции по его счетам, изъятие его товарно-материальных ценностей в результате совершения правонарушений могут применяться контролирующим органом только в случае, если такие полномочия предусмотрены Указом или иными актами законодательства.

В проекте определены предельные сроки проведения проверок. Для индивидуальных предпринимателей они не могут превышать 15 рабочих дней, для организаций - 30 рабочих дней.

Проект Указа унифицирует не только процедуры проведения проверок, но и оформление их результатов.

Закреплена обязанность контрольных органов доказывать недобросовестность объектов. Проверяемый субъект хозяйствования признается добросовестным, пока контрольный орган не доказал иное, подчеркнул Василий Каменко. При этом определено, что в случае неясности или нечеткости предписания акта законодательства решение должно приниматься в пользу проверяемого субъекта.

Замминистра также назвал иные меры, предусмотренные проектом Указа. Они направлены в целом на совершенствование сложившегося механизма контрольной деятельности. Документ прошел согласование в 58 органах госуправления, в большинстве из которых согласован без замечаний.

С принятием Указа в Беларуси сложатся все необходимые условия для повышения эффективности контроля со стороны государства. Одновременно существенно повысится уровень защищенности законных прав всех без исключения субъектов хозяйствования, подчеркнул Василий Каменко.

По итогам совместного заседания проект Указа Президента Республики Беларусь "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" был в целом одобрен. Межведомственной рабочей группе поручено в недельный срок доработать проект с учетом высказанных сегодня замечаний для последующего внесения документа Главе государства.

Совет Министров Республики Беларусь