новость

от 19.02.2009

Беларусь предлагает Латвии участие в совместных проектах в энергетике

Беларусь предлагает Латвии участие в совместных проектах в энергетике

Беларусь предлагает Латвии участие в совместных проектах в энергетике. Об этом сообщил Первый заместитель Премьер-министра Беларуси Владимир Семашко 19 февраля на встрече с Премьер-министром Латвии Иварсом Годманисом и представителями деловых кругов двух страх в Минске. В Беларуси реализуется несколько программ в энергетической отрасли: по развитию большой энергетики, расширению и использованию местных видов топлива, энергоэффективности и энергосбережению. "Сотрудничество в большой энергетике мы видим следующим образом: Беларусь строит атомную электростанцию, и если есть желание участвовать в этом проекте, закупать электроэнергию в будущем, то мы готовы это обсуждать", - сказал Первый заместитель руководителя белорусского Правительства Владимир Семашко.

Несмотря на то, что проекты в энергетике достаточно долгие и капиталоемкие, уже сейчас необходимо думать об инфраструктуре и выстраивать отношения.

Для внутреннего потребления Беларуси будет достаточно два блока АЭС, но, по мнению Владимира Семашко, чтобы иметь возможность экспортировать вырабатываемую электроэнергию, в проект нужно заложить строительство еще одного-двух блоков. "Если будет покупатель, то уже сейчас можно заложить, кто, по какой цене и в каких формах будет приобретать электроэнергию", - сказал он. Беларуси до конца текущего года необходимо принять окончательное решение, в какой конфигурации будет станция. "Беларусь и Латвия этот вопрос решить не смогут, надо обсуждать втроем», - считает Первый вице-премьер.

Кроме того, в республике разрабатывается пакет документов, который позволит предоставить частным инвесторам в малую энергетику льготный режим налогообложения. Благодаря этому окупаемость инвестиций составит не более семи лет. Беларусь заинтересована в сотрудничестве с Латвией и в развитии энергетики на местных видах топлива. При этом Владимир Семашко заверил, что будет создан весь комплекс мер по гарантированию защиты инвестиций.

Беларусь также заинтересована в наличии собственного терминала для сыпучих грузов, отметил в своем выступлении Первый заместитель Премьер-министра Беларуси Владимир Семашко. По его словам, с учетом роста объемов производства и стабилизации в поставках удобрений республике необходимо иметь свой терминал для сыпучих грузов. "Мы занимаемся поиском партнеров возможного сотрудничества в этом направлении", - сказал он. При этом Владимир Семашко отметил, что если "выйдем на какой-то коммерческий контракт, то нужно будет подписать межправительственное соглашение, чтобы иметь гарантии".

Среди приоритетных направлений сотрудничества Беларуси и Латвии Владимир Семашко назвал деревообрабатывающую, легкую и фармацевтическую промышленности. Он отметил перспективность такого сотрудничества в связи с нахождением Латвии в Европейском союзе и организацией с 2010 года между Беларусью, Россией и Казахстаном Таможенного союза. Также приоритетным является создание сборочных производств сельскохозяйственной техники в Латвии. Это позволит закрыть потребность стран Балтии в сельхозтехнике и поставлять ее в ЕС.

Первый вице-премьер напомнил, что Беларусь проводит приватизацию и акционирование многих государственных предприятий. Акционер должен соответствовать трем основным критериям: наличие необходимого количества финансовых средств для дальнейшего развития предприятий, собственного сырья, а также рынков сбыта. Владимир Семашко подчеркнул, что и здесь республика готова приветствовать латвийский бизнес.

Кроме того, Беларусь рассчитывает со второго полугодия 2009 года выйти на прежний объем экспорта калийных удобрений. Говоря об экспорте калийных удобрений в первые полтора месяца текущего года, Владимир Семашко отметил, что ситуация особая: рынок "провалился", упали объемы экспорта. Если раньше в месяц продавалось около 1,8 млн.т, то сейчас - 600 тыс.т. "Но есть посыл, что с апреля рынок начнет открываться, а со второго полугодия мы выйдем на прошлогодние объемы", - добавил он. При этом ожидается, что восстановятся объемы поставок и через Литву, и через Латвию.

По словам Владимира Семашко, сейчас имеется профицит мощностей по транспортировке и перевалке грузов, поэтому Беларусь выбирает те направления, где ниже стивидорные, железнодорожные и другие тарифы. В этой связи в 2008 году произошла переориентация перевалки грузов с порта Вентспилс (Латвия) в порт Клайпеда (Литва). К примеру, через Вентспилс было перевалено около 1 млн.т калийных удобрений, а через Клайпеду - свыше 3 млн.т. "Но как минимум 1 млн.т через Латвию планируется перевалить и в этом году", - сказал Первый заместитель Премьер-министра Беларуси.

В свою очередь, Латвия предлагает Беларуси участвовать в строительстве терминалов в портах. Об этом заявил министр сообщения Латвийской Республики Айнарс Шлесерс. По его словам, состоялись успешные переговоры с министром транспорта и коммуникаций Беларуси Владимиром Сосновским, где были достигнуты договоренности о дальнейшем сотрудничестве. Поскольку в Беларуси нет своих портов, обсуждался вопрос не только перевалки грузов, но и совместной деятельности в долгосрочной перспективе. "Поэтому я предложил создавать совместные терминалы, где Беларусь могла бы стать соучредителем", - сказал латвийский министр. При этом он отметил, что в ближайшее время планируется организовать встречу и обсудить вопросы перевозки грузов и привлечение грузов из других стран СНГ.

Кроме того, Латвия намерена в ближайшие три недели обсудить всю информацию, связанную с тарифной политикой, "она должна быть понятна для всех сторон", добавил Айнарс Шлесерс. Латвийские железные дороги и компания, которая занимается перевозкой грузов, не являются монополистами. Учредитель предприятия, которое работает в Венспилсе, имеет лицензию на перевозку грузов по железной дороге. "Поскольку Латвийские железные дороги не являются единственным перевозчиком, то можно сотрудничать с частными предпринимателями, если не устраивают тарифы", - отметил министр сообщения Латвии.

Представитель АО "Латвийские железные дороги", в свою очередь, основной проблемой железных дорог Латвии назвал их небольшую пропускную способность - 34 млн.т грузов. В связи с этим строятся вторые пути с обеих сторон, что позволит увеличить пропускную способность до 45 млн.т. "На наш взгляд, тариф адекватен, но этот вопрос мы будем решать, тем более, у нас есть Рига, которая находится ближе, чем Венспилс", - добавил он.

Совет Министров Республики Беларусь