Александр Турчин: Беларусь предлагает создать в ЕАЭС системные инструменты поддержки стабильности продовольственных рынков

Беларусь предлагает создать в ЕАЭС системные инструменты поддержки стабильности продовольственных рынков. Об этом заявил Премьер-министр Беларуси Александр Турчин в Кыргызстане во время заседания Евразийского межправительственного совета в расширенном составе. 

"Как ни парадоксально, но в XXI веке по-прежнему приходится говорить о продовольственной безопасности в мире. Изменение климатических условий, резкие колебания цен, региональные конфликты, а порой и обычная нехватка тех или иных продуктов выступают как угроза стабильности доступа населения к качественной и безопасной продовольственной продукции. В ЕАЭС уровень обеспеченности продовольствием составляет более 90%. Для сбалансированного развития общих рынков союза выстроена работа по прогнозированию развития АПК, включая балансы спроса и предложения по основным сельскохозяйственным товарам", - сказал Александр Турчин.

"Для минимизации угроз стоит подумать над созданием в союзе системных инструментов поддержки стабильности продовольственных рынков. Надеюсь, в ближайшее время мы запустим механизм финансовой поддержки совместных кооперационных проектов в данной сфере. В поле зрения должны оставаться и такие вопросы, как формирование общих подходов к научной и инновационной деятельности, активизация сотрудничества в сфере цифровой трансформации агропромышленного комплекса", - подчеркнул Премьер-министр.

Он убежден, что необходимо продолжить работу по устранению препятствий на внутреннем рынке ЕАЭС. "С 2016 года благодаря совместной работе комиссии и государств - участников союза ликвидировано порядка 70 барьеров. В рамках мягкого права странами ЕАЭС самостоятельно устранены более 20 препятствий с признаками барьеров. В результате товарам из государств - членов ЕАЭС и их поставщикам предоставлен национальный режим при осуществлении закупок, обеспечена возможность открытия филиалов и снижен размер госпошлины за их аккредитацию. Устранен целый ряд других препятствий в сферах, предусмотренных договором. Таким образом, у нас есть положительные эффекты от проведенной работы", - отметил глава белорусского Правительства.

"Однако препятствия на внутреннем рынке сохраняются, что снижает эффективность функционирования союза. Важно диагностировать ситуацию не только на предмет выявления препятствий, но и их влияния на качество функционирования всего союза, в том числе его отдельных рынков. Необходим анализ причин возникновения барьеров, поиск и принятие взаимоприемлемых решений в рамках права союза и в интересах всех государств-участников. Следует также продолжить работу по совершенствованию подходов к выявлению и устранению препятствий на внутреннем рынке ЕАЭС", - заключил Александр Турчин.

Премьер-министр Беларуси также обозначил перспективы развития цифровизации в ЕАЭС.

"Считаю необходимым еще раз отметить неизбежность акцента на вопросе цифровизации, включающей в себя создание единой цифровой платформы для бизнеса, развитие электронной торговли, внедрение автоматизированных систем управления и логистики. Сегодня эта работа уже идет в нашем союзе, но всегда нужно быть на шаг впереди. Предлагаю экспертам ЕЭК и наших стран уже сейчас проанализировать, что в этой сфере в союзе развивается, какие темы не охвачены, что буксует. Возможно, нам нужно посмотреть на необходимость кодификации этой работы как отдельной главы в базовом договоре. Это упростит восприятие регуляторики и одновременно увеличит скорость процессов и повысит их качество, подчеркнет особую важность цифровизации как безусловного приоритета Евразийского экономического союза", - сказал Александр Турчин.

Он также обратил внимание на то, что достижение свободы перемещения товаров невозможно без формирования единой системы технического регулирования в ЕАЭС. "Это глобальный проект в рамках Евразийского экономического союза и один из основополагающих инструментов углубления степени интеграции, основа взаимной торговли. Около 85% продукции, размещаемой на рынках государств - членов союза, производится по единым нормам, что обеспечивает ее безопасность. Среди задач, которые нам необходимо решить, - повышение добросовестности рынка услуг по оценке соответствия продукции, предотвращение присутствия на нем некомпетентных лабораторий и органов по сертификации, а также необоснованной выдачи сертификатов и протоколов испытаний. Эта задача, к сожалению, сохраняет свою актуальность и имеет важнейшее значение для защиты общего рынка от небезопасной продукции. До конца года нам необходимо завершить проект "Цифровое техническое регулирование", целью которого является цифровизация процессов разработки технических регламентов союза и осуществление оценки соответствия", - отметил премьер-министр.

Кроме того, Александр Турчин заявил, что кооперационные проекты могут стать символами ЕАЭС, но их уровень пока не соответствует масштабам союза. 

В числе основополагающих целей, на достижении которых должно базироваться дальнейшее развитие ЕАЭС, Александр Турчин назвал промкооперацию. "Необходимо обеспечить конкретные результаты промышленной кооперации. В условиях сложившейся экономической конъюнктуры на первый план выходит создание новых производств и компетенций, которое будет способствовать уверенному росту не только промышленности, но и экономик стран ЕАЭС в целом. Именно поэтому Беларусь выступила с инициативой разработки единой программы развития кооперации и импортозамещения. Надеемся на ее поддержку со стороны государств ЕАЭС", - сказал он.

В настоящее время практическую обкатку проходит наднациональный механизм финансовой поддержки проектов промышленной кооперации. "Но уровень уже реализуемых и внесенных на рассмотрение проектов не соответствует масштабам нашего интеграционного объединения. Здесь нужны проекты, способные стать символами Евразийского экономического союза", - подчеркнул Премьер-министр.

С удовлетворением хотелось бы отметить, что, несмотря на все современные вызовы, ЕАЭС продолжает быть единым интеграционным объединением, обеспечивающим последовательное развитие его государств-участников и укрепление четырех свобод - движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. В текущем году завершается реализация стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. Большинство из поставленных задач выполнено, но это если брать в целом. А если углубиться в вопрос, то очевидно наличие проблем, на решение которых не хватило пяти лет. Их надо проанализировать, чтобы избежать в будущем. Тем более что в следующем году стартует реализация декларации о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках Евразийского экономического союза. В ходе прошедшего в конце июня в Минске Евразийского экономического форума Президент Беларуси Александр Лукашенко отметил, что период становления Евразийского экономического союза пройден и необходимо переходить к новому этапу интеграции - строительству ЕАЭС 2.0.

Следующее заседание Евразийского межправительственного совета состоится 29-30 сентября в Минске. Решение об этом принято премьер-министрами стран Евразийского экономического союза на заседании Евразийского межправсовета.

 

Фото: БЕЛТА